informer
Регистрация

 
     
  •   Офисный персональный компьютер Intel Celeron
    14500 сом
  •   Apple Ipad 3 4G WiFi 32GB Black
    39450 сом
  •   Офисный персональный компьютер Intel Celeron D430
    15000 сом
  •   Acer Aspier 5749z-b952g32Mnkk
    18959 сом
  •   Fujitsu Lifebook AH531 Celeron DC B800
    17587 сом
  •   FUJITSU LIFEBOOK AH531
    17000 сом
  •   SAMSUNG NP-N100-N2100
    13129 сом
  •   ACER D270-26CW BALLOON
    15186 сом
  •   ПК домашний двухъядерный
    17500 сом
  •   ПК офисный двухядерный:
    15700 сом

Прошедшие
конкурсы красоты
Лимона
Дата: 30 Янв
Мир вебмастеров
Просмотров: 7095  Автор: Лимонжон  Комментариев: 10
Легендарные «дон жуаны» киргизов

«Лимон» нашел уникальные факты о традициях кыргызов 19 века по отношению к любви и флирту,  в рамках постоянной рубрики об обычаях и традициях центральноазитаских народов.


saly1

Нам в руки попалась интересная заметка русского ветеринарного врача Тургайской области Российской Империи А. Добросмыслова «Cалы у киргиз» (1901г.) о любовных обычаях наших предков в 19 веке. В то время в Российской империи киргизами называли предков казахов и современных кыргызов (хотя еще использовалось каракиргизы).

 

Автор раскрывает интересные детали о так называемых «салах» - кыргызских «дон жуанах» 19 века. Сейчас в 21 веке таких называют «золотая молодежь». Некоторые современные ученые считают, что салы были бардами и балагурами того времени. Одним из таких легендарных любовников был легендарный казахский акын Биржан-сал. Вот его портрет, выставленный в музее изобразительного искусства Алматы.

 

birjan-sal

 

Узнать, кем они были на самом деле и чем занимались салы можно прочитав заметку Добросмыслова ниже.

 

Приводим адаптированный текст полностью.

 

 

«Cалы у киргиз»

 

1901 г.

 

Давно это было, но было. Когда киргизский народ свободно кочевал среди обширных степей Средней Азии под управлением своих ханов и султанов, тогда он жил исключительно согласно с обычаями, завещанными предками: мирно пас свои стада баранов, табуны лошадей, и лишь по временам отдельными шайками делал хищные, быстрые набеги на соседние народы...

 

Это было давно... тогда в наших степях

Было много земли, и на чудных конях,

Где хотелось душе, кочевали отцы,

Как в пространстве воздушном летают орлы.

Тогда вольно жилось... Грудью полной дышал

Тогда каждый киргиз, и никто не мешал

Ночевать здесь и там. . . . . . . .

И как нежная мать, степь любила людей,

Своихъ вольных детей, и кормила коней -

Неразлучных друзей всех киргиз-казаков -

Ароматной травой и поила росой.

 

Так говорится в одной киргизской песне.

 

И вот, в это то далекое время существовал среди киргиз особый тип молодых людей, известных под названием салов.

 

О салах в русской литературе, насколько мне известно, совершенно нет сведений, почему, надеюсь, будет не лишним мое сообщение об отжившем типе киргиза-ловеласа или сала.

 

Из расспросов стариков мне удалось собрать некоторые сведения и составить более или менее верный образ сала. Вот он. Салами прежде всего могли быть только молодые и богатые киргизы. Если кто-нибудь хотел сделаться салом, то он должен был одеваться по возможности богаче и оригинальнее. Так, например, один сал шил из шкур овец такие широкие шаровары, что взрослый человек свободно мог помещаться в каждой штанине. У другого воротник рубашки был шириною в 1/4 аршина (прим. ред. - около 18 см.). Сал по большей части одевался в бархат, в шелк и редко в простой халат, на руки надевал кольца и браслеты из серебра и золота. В ушах салов часто виднелись серебряные серьги величиною с добрый кулак. Словом, он одевался возможно фантастичнее. Сал с должным старанием заботился и об убранстве своей лошади: на ноги надевал браслеты, к ушам привешивал серьги, хвост и гриву унизывал бусами и украшал филиновыми перьями, которые будто бы слушат предохранением от дурного глаза. Сал в описанном наряде садился на разукрашенного пегаса и отправлялся в какой-нибудь аул, который славился красотой девиц. Он въезжал в самую средину аула и, остановив здесь своего коня, медленно стягивал и крепко закручивал поводья у луки, на руку наматывал длинный чумбур (прим. ред. - это веревка, с помощью которой привязывают лошадь), и тут же рядом с лошадью расстягивался на голой земле. С этого времени он старался не подавать признаков жизни: лежал на спине, с распростертыми руками и с закрытыми глазами. Таким образом, не переменяя раз принятого положения, сал лежал сутки, а иногда и больше; лежал до тех пор пока не собирались в ауле девушки, не поднимали его на руках и не относили в кибитку. Здесь сал открывал глаза и приходил в себя, благодаря обычному гостеприимству хозяина кибитки и особенной заботливости ухаживавших за ним девушек, хотя часто последние сильно подсмеивались над ним, так как голодный сал в своем шутовском наряде имел очень жалкий вид. В этой кибитке сал проводил ноч в обществе одной или нескольких девушек, пел песни собственного сочинения, играл на домбре, одаривал подарками девиц и т. д.

 

Но вот начинает светать... Защелкал торгай, степной жаворонок, и утренний ветерок чуть-чуть заколыхал степную траву, тогда девушки снимали с сала всю его одежду с кольцами, серьгами, браслетами и другими украшениями, и все это делили между собою. Лошадь сала с седлом и со всеми украшениями оставалась в пользу хозяина кибитки, и сал отправлялся из аула пешком в одной лишь рубашке. Он приходил к себе домой, снова наряжался точно таким образом и снова отправлялся в какой-нибудь другой аул. И здесь таким же порядком снимали с него все и отпускали пешком и в том же наряде. Опять сал одевался и опять приходил домой в одной рубашке...

 

Так сал продолжал свои приключения, пока не проматывал своего состояния или не приходил в себя под влиянием какого-нибудь благоразумного родственника. Радикальным средством для вразумления, как говорят, была женитьба. Салы после приезда в аул проводили ночь или в обществе одной девушки, или нескольких: это было безразлично. Одни из киргиз-стариков говорят, что сал заранее намечал какую-нибудь девушку и презжал именно в ее аул. Девица, предоставляя свою любовь салу, оставляла за это у себя его одежду и украшения, когда он уходил из аула при первых признаках утра. По словам других, сал влюблялся заочно в степных красавиц и готов был за очаровательную лукавую улыбку милой отдать все свое состояние. По свидетельству киргиз, сал мог капризничать, т. е. валяться в центре аула, только там, где он рассчитывал на верный успех, в аулах же влиятельных султанов и богатых киргиз сал вел себя вполне прилично, так как иначе ему могло бы не поздоровиться. Киргизы рассказывают, что в Акмолинской области салы существовали еще недавно, а в Тургайской их нет уже лет 80. В последней области сохранились лишь темные предания о них и песни салов, которые большею частью эротического характера. В настоящее время салами киргизы называют вообще франта, жуира и степного прожигателя жизни, и при этом слово сал имеет оттенок легкой, добродушной насмешки.

 

А. Добросмыслов (19 век), русский ветеринарный врач Тургайской области, член Оренбургской ученой архивной комиссии

 

В современном кыргызско-русском словаре слово "сал" означает:

- молодец, молодой и сильный парень; например: керилген мыкты сал элем, кемирейген чал болдум фольк. был я стройным молодцем, стал беззубым старцем;
- сал уста - искусный мастер;
- сал-манап - ист. праздная молодёжь, проводящая жизнь в увеселениях и проказах (сыновья правителей и богачей).

 


Twitter В контакте Мой мир facebook


Чтобы написать комментарий авторизуйтесь на сайте.

     
Если вы не зарегистрированы - Регистрация
В связи с проведением технических работ часть комментариев была скрыта, но будет восстановлена.

Администрация портала АКИpress.

14:29 31 Января 2012
bigbone
Нет аватара
вы пишите хотябы фактами.... салы-богатые киргизы(вощето Кыргызы)да еще на домбре девиц развликает(Комуз наш кыргызский инструмент) придурки
10:38 31 Января 2012
Svoi
Нет аватара
Здесь спору нет, просто русская история считает иначе, что не есть истина в последней инстанции для кыргызской историки, с нашими-то зимами! Особенно в Оренбургской области.

Но даже русская история уточняет, что казахи на самом деле назывались кайсак-киргизами или киргиз-кайсаками.

И тем не менее, посмотрите на лицо этого денди, совсем не монголоидное. А посмотрите на его домбру, это не комуз, определенно!

И наконец, моя собственная теория -

Казахи, это степные кыргызы,
а Кыргызы, это горные казахи!

Всего-то
10:32 31 Января 2012
emarket
Нет аватара

Кстати, кто-то из историков рассказывал, что Токтогул Сатылганов в свое время тоже подрабатывал дежурным акыном у какого-то чуйского сала. Вместе с ним поездил по Туркестану.

10:17 31 Января 2012
amantay
Нет аватара
Тогдашние русские "Киргизами" называли и казахов, и кыргызов. А кыргызы именовали себя кара-кыргызами. "Кара" кроме значения "черный" означает ещё: большой, или старший, или великий. Например, есть слово "Кара балта" (колун), т.е. большой топор, "кара жин" - "большой джинн". Читайте рассказ "Киргиз", о сталинском голодоморе в Казахстане.
10:05 31 Января 2012
doktor25
Нет аватара
Я про А.Добросмыслова первый раз слышу, однако читал рассказы про киргизов в библиотеках Москвы других ученых 18-19 веков. Кстати вполне реальная история, просто побольше надо читать книжки и историю. А что касается, про непонятки с казахами, так это доказательство того, что на территории Казахстана жили киргизы, а на территории современной Киргизии жили каракиргизы. А казахи появились недавно, хотя приписывают себе историю на несколько веков, однако надо признать, что такого этноса не существовало. Это не в обиду, просто такого народа не было на территории Казахстана, были киргизы. Все степи которые граничат с на холмах Урала, называются и по сей день киргизскими степями.
09:39 31 Января 2012
1111
Нет аватара
eto pro limon, oni sami o sebe pi6ut
09:38 31 Января 2012
emarket
Нет аватара
Интересные повадки были у наших предков. Кыргызы и казахи тогда были единым народом, границ не было.
Можно было любовниц заводить легко
08:39 31 Января 2012
aztal
Нет аватара
что за ерунда.
01:21 31 Января 2012
AntiAkipress
Нет аватара
Именно про кзхв.
Лимон опять не разобрался и болвана спутал с Иваном.
23:51 30 Января 2012
Svoi
Нет аватара
То есть это про казахов?